Запись в блоге

Ребенок второго года жизни.

Пишу про второй год жизни. Для Ксюши. Думаю, мамам тоже будет интересно.

В этом возрасте у ребенка большая потребность в эмоциональном общении со взрослым, особенно с мамой. (Кстати, попугайчики научаются речи только с женского голоса). Контакты ребенка, на втором году жизни, со взрослым, особенно с мамой — первостепенное значение для развития. Эмоциональное общение способствует пониманию речи. Про понимание речи — если скажете «гулять» ищет ребенок одежду/обувь, собирается? 

Показываем предметы и называем их, действия. При этом образуются связи между названием и предметом. Словарь может содержать от 10 до 15 слов. Но динамика в этом возрасте настолько индивидуальна, что я стараюсь не заглядывать в таблицы неврологов, психологов — чтобы не расстраиваться.

От года до 3 называют ходячее детство. Т.е. Реб много двигается. Совершенствуется ходьбы.

Зреют и нюансируются эмоции. Важные игрушки: кубики, пирамидки, матрешки, сортеры, строительный материал. Из методики Монтессори: все, что используем в практической жизни. Не зря Ксения написала, что сын больше любит кастрюльки. Берем банку и крышку с дырочками (компот переливают через такую), горох или пульки для пистолета (есс-но игры под присмотром, мелкие предметы), насыпаем сыпучку и проталкиваем через дырочки. Даже гиперактивные дети сидят!!!. Пересыпаем пшено через воронку в банку. Сортируем фасоль, красную от белой. Просеиваем муку. Пишем пальцем по манке. Переливаем и пересыпаем в любые емкости из любых. При чем просыпанное стараемся собирать пальчиками — развиваем мелкую моторику. Ну и развитие сенсорики, коврик мягкий, шершавый, гладкий, предмет холодный, теплый — все это сопровождаем лаконичной речью. Не «трещим». Но эмоционально. Пофотаю завтра что-нибудь из нашего Монтессори-класса, покажу, что для малышей подходит и они с радостью берут.

У детей в этом возрасте тенденция к персеверациям. Регулирующая функция лобных долей остается еще не зрелой. Необходимо время от времени переключать ребенка на другой вид деятельности.

Активно формируются бытовые навыки: умываться, одеваться, кушать ребенок может сам, постарайтесь не торопить и не делать это за него. Мама, в свою очередь, все оречевляет, называет. А еще, сохраняется необходимость в потешках: Водичка-водичка умой мое личико и т. п. Говорим ласково, с интонацией, эмоционально, спокойно.

В этом возрасте по Монтессори — сензитивный период порядка. Нейропсихологи тоже советуют приучать поддерживать порядок. Поиграл в кубики — убери на место, потом возьми конструктор.

Во всех действиях совершенствуется мануальный праксис.

Сохраняется обезьяний рефлекс — взрослый образец для подражания. Поэтому, мамы — мы пример.

Слово у ребенка может означать целую фразу. И слова может понимать только мама: ава — лошадь, зи-зи — муха, ка — машина. При этом мамы не должны общаться на детском языке, он вам зи-зи, вы ему — да, муха.

К двум годам должна появиться фраза. Это важно.

Бывают физиологические, конституционально обусловенные ЗРР.

Знакомство со скрытыми свойствами предметов создает условие для перехода к понятийному, речевому мышлению (от наглядно-действенного). Поэтому игрушка с дверками — отличная вещь! Но мама должна быть рядом, и при открывании дверцы радоваться, как в первый раз в жизни: оооой, корова, как она мычит? муууу!!!!

Для развития речи очень важна мелкая моторика. На руке — проекция речевых зон коры головного мозга. Катаем мячики с шипиками, типа су-джок, сортируем мелочовку, пуговицы застегиваем, а Сорока-сорока, Мы капусту режем, режем — утром и вечером, потому что там еще Шуууу прилетела, т. е. И моторика, и контакт эмоциональный.

Книги с крупными картинками желательно и не насыщенные деталями. А еще карточи. А еще муляжи (но домой этого добра не накупишься, поэтому берем овощи или фрукты кладем в миску. Ребенок достает, мы называем, достал все, складывает обратно, мы называем. Варианты: достали из миски, называя, потом — покажи где огурец, или дай мне огурец и так далее. Следующий этап: берете огурец — что это? Задаете вопрос.

Девочки, заниматься дома сложно. Дела, хозяйство. Но найдите время, целенаправленно, для занятия только с малышом. Особенно, если возникает беспокойство по поводу развития. Даже если есть какие-то задержки, у детей пластичный мозг и высокие компенсаторные возможности. Все решаемо, особенно в раннем возрасте. Если есть вопросы, пишите, я постараюсь ответить. Возможно, с задержкой :).

Комментарии

Здравствуй, Наталья! Очень полезные рекомендации. У меня сынишке 1 год и почти 5 месяцев, взяла на заметку Ваши советы. И у меня сразу вопрос) .Много читала о том, что детишкам нравиться играть с мелочевкой: пересыпать, перекладывать и т д. Постоянно стараюсь предлагать сынульке такие занятия, но они его никак не интересуют- разбросает фасоль и убежит. Как Вы заинтересовываете деток или есть такие не поддающиеся?))

Здравствуй! :) Действительно, есть такой выделенный сензитивный период у детей - интерес к мелким предметам. И мелкая моторика совершенствуется, и ребенок больше заинтересован. Но на практике, дети таааакие все разные, кто-то любит книги, кто-то только фигурки, и только лягушек, а кто-то кроме машинок ничего не признает. И разбрасывать крупы для детей это тоже, ОЧЕНЬ интересно и весело. Другое дело нам, мамам, ну ни капельки. Поэтому, даем чечевицу пересыпать через воронку ложкой. Ребенок пробует, раз-два, потом хочет веселья, а мы мягко так - сворачиваем бурную деятельность. И в классе-Монтессори так. Ребенок не успел войти, прямой наводкой к крупам, пока мама обувь снимает, он знает, у него есть пара секунд, чтобы фасоль-пшено покидать, похохотать. Есть в этом плюс - он запускает руку в миску - массаж своего рода)). А пересыпать не хочет - мал и не получется. Да и ладно, есть много материала, который мы можем предложить. Сортеры, например. Каждый ребенок может иметь свои предпочтения. Попробуйте машинки, фигурки из киндеров, они тоже мелкие. Только под присмотром, обязательно, мелкие детали до 3-х лет опасны. 

Спасибо большое за такой развернутый ответ.

Наташа,и я тебя очень благодарю. Меня многие фразы притормозили. У меня детки позже начинают говорить,развиваться. Но потом входят в норму. Нужно всегда помнить,что снимают они с тебя и моджель поведения и в развитии мы многим можем помочь. главное как ты сказала не"трещим".Правильные акценты. Я с Русиком так разговаривала. Блин,как страшно было. И не было толкового специалиста. И по сей у нас его не найти... 

Танюша, твои дети не простые, были лишены эмоционального общения и тепла, росли в неблагоприятных условиях, отсюда задержки. Ты совершаешь такое благое дело!!! не каждая из нас способна на это. Жаль, что нет специалистов, как бы они помогли и мамам, и детям.

Младенцы, оставленные родителями, плачут только несколько дней в роддоме. А потом угасают и больше не плачут, молчат. Трехдневные крохи.

Для меня этот вопрос очень важен. Привязанности. Они с первого дня в животе всё понимают. Свою ненужность. Такая отрешённость ...

Наташенька, твою лекцию нужно конспектировать. Моей дочке 1,4. Говорит слов 10. Всех животных называет 'ав', не знаю почему. Из игр любит больше всего краски, ну и конечно пачкаться, всякие пуговки, еду туда сюда раскидывать. Из игрушек любит пирамиду, обажает кукол, а читать не рвётся.

Мариша, привет! Из всего написанного тобой, выношу своё заключение - норма!)))) И, кстати, многие педагоги сетуют, что девочки перестали играть в кукол. А твоя- будущая мама, умница и разумница!

СОнька вообще в кукол не играет... Боялась, что пострадает социальная какая-то функция, поведенческая... Но ничего - они из мишек делает кукол - наряжает, укладывает спать и т.д.

Да, детки все разные. Мой вот категорически не любит пирамидки, никак его не заинтересуешь.А книжечки- единственное на данный момент занятие, которое может удержать его на месте какое-то время.

Привет - вчера не смогла нормально прочитать - давление шалит - плохо соображаю...

Я не помню, как это у Соньки было в 1-2 годика... помню, что очень беспокоилась, что мало говорит, когда в сад пошла в 2 года... Но в 2,2 - заговорила ))) А теперь не остановишь )))))

Очень любила пирамидки, пазлы, сортеры )))

Привет, Машунь! Что-то я сюда давно не заглядываю, вотсап заменил сайт))

Социальная среда часто стимулирует речь, и посещение детсада в частности.

Ватсап - ЗЛО )))))))))))

 
 

Контактная информация